19.09.2008

Русская мода: вчера и сегодня


В последнее время в русской моде произошли некоторые оптимистичные перемены, но
чем была русская мода раньше?

В 1963 году в Москве молодой советский дизайнер Вячеслав Зайцев представил первую коллекцию. Смелую, интересную, в настоящем смысле этого слова - дизайнерскую коллекцию. На моделях были телогрейки, легкие юбки из платков и цветные валенки. Совковая комиссия, увидев такое «безобразие», сразу же постаралась, что бы Зайцева освободили от художественного руководства экспериментальной группой и перевели в цех ширпотреба. Но в то же самое время коллекция заинтересовала французского репортера из журнала «Paris Match», случайно попавшего на показ. Не удивительно, что французский журнал тут же опубликовал интервью с Зайцевым и фотографии коллекции. Материал о русском дизайнере расположился на шести полосах под заголовком «Отныне Москва имеет своего художника».

В 1975 году Ив Сен-Лоран познакомился с Лилей Брик. И только тогда великий кутюрье задумался о русском стиле и тут же создал Русскую коллекцию.

1991 год. Неделя Высокой Моды в Париже. После дебютного показа Валентина Юдашкина Пьер Карден первым приходит за кулисы, что бы поздравить русского кутюрье.

Вот, пожалуй, все значительные этапы развития русской моды в глазах мировых модных хроникеров. И дело, конечно же, не в том, что Россия – не модная страна. Дело в том, что в то время, пока во всём мире мода превращалась в индустрию, в СССР само слово “мода” имело сомнительный привкус чего-то буржуазно-чуждого. В то время как в Париже, Милане, Лондоне, Нью-Йорке рождались легенды и империи, в советской стране когтями и локтями, нечеловеческим трудом и рискованными подвигами единицы завоёвывали право заниматься своим делом и право на адекватную оценку собственного дела. В пост-советское время нас кормили различными текстильными фестивалями, благодаря которым по сути никто никем и не стал. И только сейчас, спустя десятилетие после развала советского союза мы можем наблюдать активное развитие fashion-индустрии в России и повышенный интерес к ее представителям.

Если ещё пять лет назад российских дизайнеров воспринимали как единое целое, то сейчас их разделяют на группы и многих воспринимают как бренды в полном смысле этого слова. «Одеться в русское» - теперь не только каприз искушённой западной дивы. В Москве на данный момент наблюдается активный спрос на «своих» дизайнеров. И далеко не каждая русская модница может позволить себе Симачёва, Ахмадуллину или Чапурина. А главное – это то, что появились представители так называемой «Новой Волны» - молодые российские дизайнеры, которым, возможно, суждено кардинально поменять ситуацию в модной России.

Одно из «юных» дарований – Вика Газинская – очень энергичная и сильная девушка. И, следовательно, успешная. Достаточно посмотреть на её модели, и причина успеха становится ясна. Ведь Газинская создаёт одежду для таких же требовательных и серьёзных девушек, как она сама. Лучшие ткани, чёткие формы, безупречный крой, элегантность в каждой детали, классический цвет. Не мудрено, что настоящая русская икона стиля – Рената Литвинова – регулярно одевается в изящные платья, созданные молодым, но успешным брендом Vika Gazinskaya.

Александр Терехов – ещё один представитель «новой волны» русских дизайнеров – недавно показал свою коллекцию в рамках Mercedes Benz Fashion Week в Нью-Йорке. В коллекции нет ни брюк, ни юбок, ни рубашек. Только платья. Но какие! Платье из коллекции Терехова захочет надеть женщина из любого конца планеты. Ведь это абсолют женственности. Может быть, секрет в том, что Александр хорошо усвоил главные секреты элегантности во время стажировки в Париже? Ведь там он работал – не больше, не меньше - для легендарного дома "Yves Saint Laurent". Не удивительно, что после нью-йоркского показа японские и американские байеры всерьёз заинтересовались русским дизайнером. Судя по всему, коллекция TEREXOV весна-лето 2007 через полгода появится в мультибрендовых магазинах Америки и Японии.

Особую ценность для русской моды представляют работы Кирилла Гасилина. Прежде, чем выпустить свои триумфальные коллекции, молодой дизайнер долгое время занимался реставрацией кутюрных платьев из винтажной коллекции Александра Васильева. Вот откуда в его моделях этот идеальный классический крой, выбор самых изысканных тканей, дымчатость оттенков, а в образах - нежнейшая лёгкость шёпота и волшебство полутонов. На презентации коллекций Кирилла Гасилина, словно на самый что ни на есть кутюрный показ, слетается весь бомонд русской столицы и специальные гости из Парижа, и в результате показ называют самым ярким из всего RFW.

Для российской моды – это совершенно новые и радостные события. Они, возможно, и станут первыми лучами солнца, которое, наконец, засияет для русской модной индустрии. Только вот даже сегодня сами русские дизайнеры, модные обозреватели и историки моды в один голос твердят, что как таковой модной индустрии в России пока не существует. Но в то же время в их сердцах с каждым днём крепнет надежда, что она в ближайшее время появится.

Именно сейчас такое понятие как «русская мода» вызывает всё больший интерес, рождает таких специалистов как шопперы, стилисты, имиджмейкеры. А это прямое свидетельство того, что рынок уже созрел для выхода на сцену собственных икон стиля и собственных дизайнеров, способных открыто заявить о таком явлении как «Русская мода».

Текст: Илья Цяцько

1 комментарий:

Анонимный комментирует...

интересно и информативно